Понимание равенства

Текст, опубликованный в сентябрьском выпуске газеты «Перспектива», получил третью премию в конкурсе, ежегодно проводящимся среди СМИ Всероссийского общества инвалидов в номинации «Педагог и наставник».  Публикуем текст ниже и благодарим героев наших материалов и читателей за доверие.

День знаний — волнительный и совершенно особенный момент для тех, кто впервые переступает порог школы – первоклассников. Строгая форма, рюкзак с учебниками, букет цветов и немного растерянности во взгляде. Впереди – большой и долгий путь. Но некоторые дети и их родители для того, чтобы оказаться впервые на школьной линейке, уже преодолели множество трудностей. Одно из них – готовность к школе.

Казалось бы, какие могут быть проблемы – детский сад, подготовка и вот малыш уже первоклассник. Все именно так в случае с нормотипичными детьми – как их называют организаторы и педагоги проекта «Особый класс», который работает в Нефтекамске. А вот для детей, который считаются не нормотипичными, отсутствует важное звено – подготовительный класс.

— Главное, чему мы хотели научить детей перед школой – вещи, которые многим родителям покажутся слишком простыми, — рассказывает Алена Колотова, нейропсихолог и специалист проекта «Особый класс». – Дойти до класса, сесть за парту, достать нужную тетрадь. Да, когнитивные навыки – это важно. Но если ребенок не умеет сидеть за партой, не знает, для чего это нужно, то и научить читать его будет крайне сложно. А мы хотим обучить ребенка простым коммуникативным и социальным навыкам.

Среди воспитанников «Особого класса» — ребята 6-9 лет. У каждого – разные особенности здоровья. Для них в школах Нефтекамска существуют специализированные классы, а вот подготовительных занятий нет.

— Мной двигал личный интерес – сын Радмир, которому совсем скоро предстояло идти в первый класс, — рассказывает председатель Нефтекамской ГРО БРО ВОИ Елена Салахова. – Я поняла, что проблему подготовки придется решать самостоятельно. За годы воспитания ребенка с синдромом Дауна я познакомилась с прекрасными специалистами, которые умеют работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Мы написали грант и получили деньги на реализацию нашего проекта «Особый класс».

О трудностях, с которыми пришлось столкнуться на самом старте, педагоги и специалисты вспоминают со смехом – сначала им отказали в помещении и пришлось искать средства на аренду кабинетов. Потом соседи начали жаловаться на громкие детские крики во время занятий.

— У нас был мальчик, который, придя в класс, без перерыва кричал полчаса, пока его не забрали родители, — вспоминает Гузалия Миндибаева, педагог-дефектолог. – И продолжалось это месяц, на каждом занятии. Мы поговорили с родителями, совместно подобрали подход к ребенку и со временем истерики прекратились.

Часто как быть с ребенком в таком случае, не знают даже педагоги и воспитатели – этому обучают только узких специалистов. Именно поэтому в рамках проекта организаторы предусмотрели обучающий курс повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений города. А для родителей проводились индивидуальные консультации и тематические собрания.

— Многому нам пришлось учить не только детей, но и родителей, — признается Алена Колотова. – В первую очередь мы ставили перед собой задачу обучить ребенка социально-бытовым навыкам. Оказалось, что многие родители в этом случае не помогают, а совсем наоборот.

— Мы планировали, что ребенка будем забирать на входе, — говорит Елена Салахова. – Он будет под присмотром педагога подниматься в класс, раздеваться и занимать свое место. Но родители категорически не хотели верить в самостоятельность детей, приводили их в класс за ручку, раздевали и готовились все занятие просидеть рядом. А ведь отдых родителей, возможность заняться своими делами, провести время хотя бы в ближайшем кафе – это было важной составляющей нашего проекта. Со временем родители увидели, что их дети и правда гораздо самостоятельнее, чем им казалось. И, конечно, наши занятия тоже положительно повлияли на навыки ребят.

Светлана Князева, чей сын Егор в этом году отправился в школу, рассказала, что благодаря занятиям мальчик научился говорить:

— У Егора долгое время совершенно не было слуха, — рассказывает Светлана. – Ему сделали операцию, он стал слышать, но очень плохо говорил. Кроме меня, его не понимал никто. Но время близилось к школе, и я понимала, что учиться моему сыну будет очень сложно. На занятиях он научился говорить, выговаривать все буквы, его стали понимать окружающие. Конечно, впереди много работы, но этот проект буквально вывел моего ребенка на новый уровень.

В рамках проекта прошедшим летом работал и лагерь дневного пребывания. Там дети продолжили свои занятия. Сын Светланы, Егор, 1 сентября пошел в обычный класс одной из школ Нефтекамска.

Радмир, сын Елены Салаховой, тоже стал первоклассником в этом году. Но на этом проект «Особый класс» не закончился – слишком много детей и их родителей нуждаются в помощи. Именно поэтому авторы отправили его на конкурс Фонда президентских грантов. Заявка одержала победу и вот уже в ближайшее время начнутся новые занятия. Чтобы счастливых первоклассников в следующем году стало больше.

— «Особый класс» — это, прежде всего, принятие, — говорит Елена. – Принятие своего особого ребенка. Это понимание равенства. Равенства возможностей для любых детей с любыми образовательными потребностями.

 

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *