Мир в ладошках
Место, где царят волшебство, реализуются фантазии, рождаются яркие эмоции. Где нет негативных переживаний и плохих оценок. Место, где каждый может выразить то, что у него внутри. Пространство, где в ладошках – целый мир. В Салавате продолжает свою работу гончарная мастерская для детей с инвалидностью и ОВЗ – это стало возможным благодаря неравнодушным людям и финансированию проекта средствами Фонда президентских грантов.
Каждый вторник для восьмилетнего Богдана Подрядова – день особенный. Именно в этот день он отправляется вместе со своей мамой Еленой Анатольевной на занятия в гончарную мастерскую. В лепке из глины мальчик буквально нашел свое дело.
— Богдан учится во втором классе, занимается спортом – ходит в бассейн, любит кататься на самокате и велосипеде, а еще – обожает кошек, — рассказывает Елена Подрядова о своем сыне. – У моего сына много друзей, и летом вместе с одноклассником Богдан посещал студию гончарного мастерства. Его буквально заворожило это занятие! Конечно, когда я узнала, что в нашем городе реализуется такой проект, решила, что обязательно нужно попробовать.
Занятия у ребят проходят по вторникам и средам, занимаются 24 ребенка от 7 до 14 лет в небольших группах по 6 человек. Некоторые, как Богдан, приходят с мамами, которые не остаются в стороне от творческих занятий:
— Если что-то у ребят не получается, мамы, конечно, помогают, — говорит Эльвира Сафиуллина, — педагог Детской художественной школы города Салавата, ставшая одним из преподавателей гончарного мастерства в проекте Салаватской ГО БРО ВОИ. – И не просто помогают – мы видим, как родители сами втянулись в работу, как они получают удовольствие от этого времяпрепровождения и как находят себя в творчестве.
Задумка принести пользу детям с инвалидностью реализовалась в проекте гончарной мастерской благодаря усилиям Салаватской ГО БРО ВОИ и Детской художественной школы : организации работают по соседству и давно думали о том, как объединиться ради нужного дела.
— Наша программа занятий – как ниточка, которую мы накручиваем на клубочек, — рассказывает педагог Эльвира Сафиуллина. – Мы каждый раз повышаем уровень сложности, и каждый раз ребята удивляют меня своими способностями: иногда они осваивают тему, на которую заложено несколько уроков, за одно занятие.
Гончарная мастерская – это возможность объединить сразу несколько способов реабилитации в одно занятие.
— С точки зрения медицинских показателей это улучшение двигательной активности, укрепление мышц, снятие мышечных зажимов, коррекция мелкой моторики рук, — говорит руководитель проекта Винер Рахимов. — С точки зрения психологической коррекции — это стабилизация эмоционального состояния, повышение самооценки и уверенности в себе, умение взаимодействовать с другими детьми. Творческий процесс расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Занятия позволяют раскрыть творческие таланты детей, они приобретают новые знания и навыки, новых друзей. Совсем скоро мы проведем нашу первую выставку – она будет приурочена к Международному дню инвалида. Уверена, работы, которые увидят посетители выставки, обязательно затронут струны души каждого.
Работа проекта продолжится и в следующем году. Как рассказала Эльвира Сафиуллина, пока дети освоили лепку, но еще не приступили к другому важному этапу в гончарном искусстве – раскрашиванию. Впрочем, не сомневается педагог, ее воспитанники легко справятся с этим.
— Сначала я испытывала страх и не понимала, смогу ли справиться с особенными детьми, — признается Эльвира Ракиповна. – В процессе я поняла – это невероятный, совершенно новый для меня опыт. Мне очень интересно работать с этими ребятами, общаться с ними, раскрывать их таланты и видеть, как с каждым занятием они приобретают новые знания, становясь от этого счастливее. Я сама узнаю в процессе этой работы много нового. Я даже не думала, что мы так быстро увидим результат – ребята понимают нас с полуслова, а особая радость в том, что они с удовольствием спешат на занятия.