|

Духанина: Большинство школ не готовы к реализации федерального стандарта образования детей-инвалидов

О готовности школ к реализации федерального стандарта образования детей-инвалидов говорить преждевременно. Такое мнение высказала член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «К сожалению, мы не впервые сталкиваемся с тем, что, отчитываясь о ходе выполнения поручения президента России, правительство обходит стороной ряд ключевых вопросов, определяющих качество решения поставленной задачи. Похожая ситуация наблюдалась, например, при анализе отчета о выполнении поручения по сопровождению профобразования и трудоустройства инвалидов. Такой подход неприемлем», – отметила она.

Как пишет газета «Известия», эксперты Общероссийского народного фронта проанализировали выполнение поручения президента России, лидера ОНФ Владимира Путина об оценке соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование и о принятии дополнительных мер по его организации. Соответствующий доклад правительства не отражает положения дел в этой сфере, тогда как анализ содержания новой редакции госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. и данные опросов родителей в регионах свидетельствуют о серьезных упущениях в обеспечении права таких детей на образование, считают эксперты Народного фронта.

В докладе отсутствует оценка работы по включению названных мер в госпрограмму, а также включению дополнительных мероприятий по развитию инклюзивного образования в региональные программы, как того требует президентское поручение, констатируют эксперты Общероссийского народного фронта.

Отчет ограничивается в основном количественными показателями образования детей с инвалидностью, однако нельзя полагаться только на цифры, отмечают они. Так, в докладе говорится об увеличении числа групп компенсирующей и комбинированной направленности в детсадах и создании специальных коррекционных классов в школах, но при этом необходимо оценивать качество освоения образовательных программ обучающимися в условиях инклюзивного образования.

В докладе также нет информации о том, как создаются условия для инклюзивного образования. В том числе за рамками отчета остались вопросы создания безбарьерной среды, специальных учебных мест, учитывающих потребности детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, приобретения компьютерной техники со специальным программным обеспечением, специальных учебников.

По содержанию доклада невозможно определить, на каком этапе находится процесс законодательного регулирования образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Так, в соответствии с госпрограммой запланировано внести изменения в закон об образовании для урегулирования вопросов обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. Срок внесения законопроекта в правительство – март 2017 г. Однако в докладе нет на этот счет никаких сведений.

Отсутствует в отчете и информация о работе по целому ряду мероприятий межведомственного комплексного плана создания условий образования детей с инвалидностью, включая инклюзивное, со сроком исполнения в 2016 г. Кроме того, в докладе не освещено решение проблемы нехватки специалистов по инклюзивному образованию (тьюторов, психологов, социальных педагогов, логопедов), без которых адаптация детей с ОВЗ в школах и детсадах малоэффективна.

Член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина предложила оставить исполнение поручения президента на контроле. «Мы рассчитываем, что в своем следующем докладе правительство представит исчерпывающую информацию об организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов», – подчеркнула она.

Она также отметила, что сравнительный анализ действующей редакции госпрограммы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. и ее предыдущей версии от 26 января 2017 г., проведенный экспертами ОНФ, выявил сужение возможностей для получения образования детьми с инвалидностью. Так, подпрограмма «Развитие профессионального образования» переименована в подпрограмму «Реализация образовательных программ профессионального образования», при этом ассигнования федерального бюджета сократились с более чем 3,8 млрд руб. до менее чем 3,36 млрд руб., то есть на 12% от общего объема финансирования. Это может привести к торможению внедрения методик профессионального обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью, считают эксперты рабочей группы. При этом в целевых индикаторах новой редакции подпрограммы отсутствует пункт, связанный с увеличением числа инвалидов, получивших профобразование.

Кроме того, из госпрограммы полностью исключена подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования». Она включала модернизацию инфраструктуры системы профобразования, ожидаемым результатом чего было увеличение доли организаций среднего и высшего профобразования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ. Упраздненной подпрограммой предусматривалась также реализация моделей образования детьми-инвалидами – ожидалось, что результатом этого станет дистанционное освоение такими детьми образовательных программ.

«Исключение этих мероприятий из госпрограммы прямо противоречит сути поручения президента России, поскольку ухудшает ситуацию с соблюдением права детей-инвалидов на образование», – отметила Духанина.

На серьезные проблемы в этой сфере указывают и результаты опроса более трех тысяч родителей, проведенного в регионах активистами и экспертами ОНФ. По этим данным, только треть родителей признают наличие в школе, где учатся их дети, доступной среды, лишь каждый пятый сообщает о наличии специальных программ для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, и примерно столько же опрошенных прямо заявляют, что в школе нет условий для обучения таких детей. Еще 15% родителей ничего не знают о подобных условиях в их школе.

Право ребенка с ОВЗ обучаться в любой средней общеобразовательной школе прописано в федеральном законе «Об образовании». А с прошлого года действует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тем не менее, по словам Любови Духаниной, большинство школ до сих пор не готовы работать в новых условиях. «Мы рассчитываем, что в преддверии Десятилетия детства, объявленного президентом с 2018 г., правительство и региональные власти активизируют усилия в обеспечении права детей с инвалидностью на образование. Это право – гарант их социализации, успешного вхождения в полноценную взрослую самостоятельную жизнь», – заключила эксперт.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *